mailto

  info@donelektroavtotrans.ru          +7 (856) 335 76 93                                                                                                                                   

Донецкое Время / 1 августа 2018, № 29 (145)

 

НА ЛИНИИ КОНТРОЛЬ


Автор Федор КУПЧЕНКО. ФОТО Валерия Лукича

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЭТОЙ НЕЗАУРЯДНОЙ ПРОФЕССИИ НЕ ПРИВЫКАТЬ ОКАЗЫВАТЬСЯ В ЦЕНТРЕ ВСЕОБЩЕГО ВНИМАНИЯ. ЕЖЕДНЕВНО ОНИ ПОПАДАЮТ В КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ВЫХОДЯТ ИЗ НИХ ПОБЕДИТЕЛЯМИ. НО КАКОЙ ЦЕНОЙ! НАМ, ОБЫЧНЫМ ПАССАЖИРАМ, РАБОТА КОНТРОЛЕРОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ КАЖЕТСЯ ТЯЖЕЛОЙ, НЕРВНОЙ И НЕБЛАГОДАРНОЙ. «ДОНЕЦКОЕ ВРЕМЯ» РЕШИЛО ВЫЯСНИТЬ, ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ. ДЛЯ ЭТОГО МЫ ПООБЩАЛИСЬ С КОНТРОЛЕРАМИ КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ДОНЭЛЕКТРОАВТОТРАНС»

 

Не расслабляться

Единая служба контроля в общественном транспорте Донецка появилась в 1999 году. Сегодня данное подразделение Донэлектроавтотранса включает четыре бригады контролеров, которые работают на всех трамвайных и троллейбусных маршрутах по сменному графику - утром, днем и вечером.

- Как вы знаете, с недавнего времени в Республике был сокращен комендантский час. В связи с этим контролеры стали проводить рейды и в позднее время. Как показывает практика, наши люди привыкли, что вечером в транспорте их не проверяют, поэтому стараются не оплачивать проезд. В июле мы провели пять ночных рейдов, в августе планируем провести еще больше - так сказать, чтобы никто не расслаблялся, - рассказал Александр Юрьев, начальник службы сборов доходов Донэлектроавтотранса.

 

У контролеров действительно достаточно нервная работа. Общение с нарушителями, которые, как правило, себя таковыми не считают, требует недюжинной выдержки. Поэтому если вы захотите попробовать себя в данной профессии, прежде всего убедитесь в своей стрессоустойчивости. Без данного качества ничего не получится.

- Контролер работает на основании должностной инструкции и правил пользования общественным транспортом, которые разработаны и утверждены Минтрансом. Там четко прописаны права и обязанности пассажиров и контролеров, - объяснил Александр Юрьев.

Например, в момент проверки контролер должен предъявить служебное удостоверение, представиться, по требованию пассажира назвать свое место работы и контактный телефон. Если у пассажира отсутствует билет, придется заплатить штраф (60 рублей за безбилетный проезд и 17 рублей - за неоплаченный провоз багажа). В таком случае заполняется штрафная квитанция, которая состоит из двух частей. Одна из них отдается пассажиру, другую контролер прикрепляет к своему путевому листу.

- Если пассажир ведет себя агрессивно, неадекватно, контролер может вызвать наряд полиции. Все мы понимаем, что время сейчас тяжелое, ситуации бывают разные. Поэтому одно из требований к контролерам - входить в положение людей, идти навстречу, - заверил представитель администрации Донэлектроавтотранса.

 

Ничего личного

Как известно, у нашего народа голь на выдумки хитра. Какие только ухищрения не предпринимают, чтобы не платить за проезд. Одни заклеивают билеты бумагой с обратной стороны, чтобы не было видно следов компостера, другие возят с собой целые пакеты использованных талонов в надежде подобрать заветную комбинацию компостерских дыр, третьи делают цветные ксерокопии билетов, четвертые прикидываются глухонемыми, пятые просто дают деру...

Но опытный контролер легко отличит поддельный билет от оригинального. И даже добропорядочного пассажира от нарушителя! Об этом нам рассказал Андрей Агарков, который работает в контроле более двух лет.

- Из личных наблюдений: у нас люди могут сорить деньгами, разбрасывать тысячные купюры налево и направо и в то же время три рубля сэкономить на проезде. Заходишь в подвижной состав, и шестое чувство подсказывает, у кого из пассажиров нет билета. Смотришь - вроде бы приличный человек едет, а потом от нас начинает бегать – рассказал он.

Кстати, скрываться от контролера в общественном транспорте нет большого смысла, поскольку они работают в парах и даже в группах. Зашел проверяющий в переднюю дверь - будьте уверены, что его напарник дежурит сзади. Таковы особенности работы. Но даже если вы допустили нарушение и не оплатили проезд, это вовсе не значит, что после общения с контролером вам придется раскошелиться.

- Ситуации бывают разные. Сейчас у нас положение тяжелое, военное. И три рубля ни у каждого могут оказаться. Мы это прекрасно понимаем. Многое зависит оттого, как ведет себя человек, как он настроен по отношению к контролеру. Грубиянов, конечно, никто не любит, но и с ними стараемся общаться цивилизованно. К сожалению, попадаются и систематические нарушители, которые принципиально не оплачивают проезд. Таких штрафуем без лишних разговоров, - продолжает контролер. За годы работы Андрей Агарков стал неплохим психологом, но в людях не разочаровался.

- К каждому человеку нужен свой подход. Все мы разные, у каждого свой характер. С одним можно пошутить, посмеяться, с другим же необходимо вести разговор строже. Стараемся найти общий язык со всеми. В принципе, получается! По жизни я человек веселый, компанейский, неконфликтный. Часто говорю нарушителю, что как к человеку у меня к нему нет претензий. Но есть претензии по работе как к пассажиру, совершившему правонарушение, - признался проверяющий.

 

Взаимовыгодные условия

Но все же работники коммунального предприятия сошлись во мнении, что большинство наших пассажиров - порядочные, ответственные люди. Более того, наблюдается тенденция уменьшения количества нарушений.

- Мы не заинтересованы штрафовать. Наша главная задача - чтобы люди приобретали билеты, компостировали их, - говорит старший контролер Донэлектроавтотранса Владимир Шеремеев. - У нас очень много порядочных жителей. Бывает, человек задумался или не успел купить билет, потому что, например, разговаривал по телефону. На самом деле многие признают свою вину и оплачивают штраф. Хочу отметить, что в последнее время граждане стали более сознательными, конфликтных ситуаций происходит все меньше.

Андрей Агарков даже вспомнил, как пассажир преклонного возраста буквально выпросил штраф.

- Осуществляем проверку. Сидит мужчина далеко в годах и уже держит 60 рублей - приготовил. Говорит: «Я дома забыл удостоверение». Отвечаю: «Я же вижу, что вы на пенсии. Все в порядке». А он: «Нет. Положено...»

Все чаще донецкие контролеры слышат слова благодарности в свой адрес за добросовестную работу, цивилизованное, уважительное отношение к пассажирам. И те, в свою очередь, отвечают взаимностью. Возможно, поэтому в Донэлектроавтотрансе давно нет «текучки» контролеров, и штат в настоящее время полностью укомплектован.

В Российской Федерации величина штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте зависит от местного органа управления, а также от маршрута, на котором был пойман нарушитель (пригород или город). Например, в Москве и Санкт-Петербурге сумма наказания составляет 1 000 рублей, на Алтае -100, а в Краснодаре - от 200 рублей. В Волгограде - 500рублей, а во Владимире300 рублей.