mailto

  info@donelektroavtotrans.ru          +7 (856) 335 76 93                                                                                                                                   

РАЗВИТИЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ

На протяжении 1938 – 1939 годов были проведены все подготовительные работы для пуска первого троллейбуса. В конце ноября 1939 года был сдан в эксплуатацию первый троллейбусный маршрут. Маршрут №1 был коротким, протяженностью 3,2 км, но значимым для города, так как связывал центр города (Студгородок) с крупнейшим предприятием – Металлургическим заводом. Открытие троллейбусного движения на данном маршруте города состоялось 31 декабря 1939 года. Всю новогоднюю ночь жителей города возили бесплатно - это был новогодний подарок от предприятия.

 

 

В первое время троллейбусного депо не было. Ремонты и хранение троллейбусов осуществлялось на территории центрального трамвайного парка.

Троллейбусное движение в Сталино открывали троллейбусы ЯТБ-4. До начала Великой Отечественной Войны в городе насчитывалось 12 троллейбусов, один из которых был ЯТБ-4А. Во время войны один троллейбус сгорел, три было разукомплектовано, а пять было вывезено в Германию.

Сам троллейбус ЯТБ-4 был довольно примитивной конструкцией с деревянным кузовом и металлической облицовкой. Однако для пассажиров был более удобным чем трамваи того времени: в салоне были установлены мягкие сиденья и электрические печки для отопления.

 

Период поставки: 1939 – 1944                            Годы работы: 1939 – 1958

 

В период оккупации города фашистами (1941 – 1943г.г.) троллейбусное хозяйство, как и трамвайное, было полностью разрушено. После освобождения Донбасса советскими войсками было начато восстановление троллейбусного движения. В январе 1944 года были получены первые троллейбусы из Алма-Аты, началась подготовка к прокладке и пуску первого троллейбусного маршрута. Троллейбусный маршрут, протяженностью 3 км, был восстановлен в конце 1944 года.

После войны в Сталино было всего 6 троллейбусов ЯТБ, которых явно не хватало для обслуживания линии, пусть и короткой. Поэтому в августе 1948 года в город поступили троллейбусы МТБ-82Д.

МТБ-82Д был всего лишь развитием ЯТБ-4, но кузов уже был полностью металлический (алюминиевый). Троллейбус по прежнему был далек от совершенства: не обладал большой вместимостью, имел узкие двери и проход между сиденьями, маленькие окна, через которые стоящему человеку трудно было что-то увидеть. Кабина водителя была большой и плохо отапливаемой.

 

Период поставки: 1948 – 1960                      Годы работы: 1948 – 1972

 

Маршруты по состоянию на 1955 год:

№1 Металлургический завод - Студгородок

№2 Металлургический завод - Железнодорожный вокзал

№3 Студгородок - Гормолокозавод

№4 Студгородок – пс-к Шахтостроитель

 

 

1961 году Донецк получил троллейбусы ЗиУ-5. Троллейбус имел несущий кузов, современные решения в электрооборудовании и автоматизации, удобный и просторный салон, большие окна.

Поскольку ЗИУ-5 сильно отличался от предыдущих моделей, в большинстве хозяйств возникли трудности с ее освоением, что отразилось на надежности работы, которая и так была не высокой. А массовые поставки давали повод не беречь технику, что сказывалось на долговечности ее работы, на которую отрицательно влияли и возникающие проблемы с кузовом.

Поэтому и в Донецке ЗИУ-5 списывались довольно быстро, первые машины списали в 1972 году.

 

Период поставки: 1961 – 1971                                   Годы работы: 1961 – 1985

 

В 1964 году в Донецк поступили троллейбусы ОдАЗ-695Т, также известны, как «Киев-5» или ЛАЗ-695Т. Донецкие троллейбусы этой марки собирались на Одесском автосборочном заводе на базе троллейбусов «Киев-2» и «Киев-4» (электропривод и система питания) и автобуса ЛАЗ-695 (ходовая часть и кузов).

Модель была призвана сократить дефицит троллейбусов в стране, но была откровенно неудачной. В салон автобуса, который и так не отличался большой вместимостью, были добавлены ящики с электрооборудованием, а низкие потолки и узкие проходы делали поездку не комфортной.

Троллейбусы быстро списали в большинстве городов, а во многих случаях они были переоборудованы обратно в автобусы.

 

Период поставки: 1964                                                   Годы работы: 1964-1967

 

Маршруты по состоянию на 1970 год:

№1 ДМЗ - ДонУГИ

№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№3 ул. Горького - Пивзавод

№4 ул. Горького - пс-к Шахтостроитель (просп. Мира)

№5 пр. Панфилова - шахта «Новоцентральная» (ш/у имени Горького)

№6 ДМЗ - Железнодорожный переезд (Городская больница № 20)

№7 ул. Горького - Трест «Красногвардейскуголь» (Кинотеатр «Космос»)

№8 ул. Университетская - Автомагазин

№9 Шлаколечебница - Аэропорт

№10 шахта «Октябрьская» - шахта «Новоцентральная» (ш/у имени Горького)

№11 шахта «Октябрьская» - Ветка

№12 ул. Горького - шахта «Заперевальная» (ул. Вышнеградского)

 

 

В апреле 1971 года было построено троллейбусное депо в Калининском районе, которому было присвоено название — троллейбусное депо № 2, а старому — троллейбусное депо № 1. До первого июня 1971 года был осуществлен перевод в депо №2 необходимого количества троллейбусных машин, обеспечивающих перевозку пассажиров на маршрутах №№4, 7, 8, 12.

В 1972 году поставки ЗиУ-9 в Донецк начались с модификации ЗиУ-9Б, все машины пришли в депо №2. Только в 1979 (или 1980) году первый ЗиУ-9 попал и в депо №1. Также город в 80-х годах получил  несколько троллейбусов б/у из Москвы.

Одним из недостатков ЗиУ-9 был низкий срок эксплуатации кузова – 10 лет. Соответственно и первые ЗиУ-9 в Донецке начали списывать в 1981 году, часть из них передавалась в города Донбасса: Славянск, Краматорск, Харцызск.

 

Период поставки: 1972 – 1995                                            Годы работы: 1972 – н.в.

 

Маршруты по состоянию на 1976 год:

№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№4 ул. Горького - пр. Мира

№5 пр. Панфилова - шахта имени Горького

№6 ДМЗ - Северный Автовокзал

№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»

№8 ул. Университетская - Автомагазин

№9 Шлаколечебница - Аэропорт

№10 шахта имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»

№11 ул. Горького - ул. Раздольная

№12 ул. Горького - ул. Вышнеградского

№13 Шлаколечебница - Железнодорожный вокзал

№14 Университет - площадь 26 Бакинских комиссаров

 

 

ЗиУ-10 (ЗиУ-683) был уже троллейбусом нового поколения. И дело даже было не в том, что он был «гармошкой», а в примененной на нем тиристорно-импульсной системы управления двигателем, которая отличалась повышенной экономичностью.

В Донецк первые два ЗиУ-683Б пришли в 1990 году, всего их получили 10 штук, машины вышли на наиболее загруженный маршрут №2. А в 1994 году пришли 5 троллейбусов новой модификации ЗиУ-6205. Все 15 машин пришли во второе депо.

 

Период поставки: 1990 – 1994                                          Годы работы: 1990 – 2009

 

Маршруты по состоянию на 1992 год:

№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№3 ул. Марии Ульяновой – мкр-н «Восточный»

№4 ул. Горького - пр. Мира

№5 пр. Панфилова - ул. Куприна

№6 ДМЗ - Горбольница № 20

№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»

№8 ул. Университетская - Автомагазин

№9 Шлаколечебница - Аэропорт

№10 шахта имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»

№11 ул. Горького – мкр-н «Восточный»

№12 ул. Горького - ул. Вышнеградского

№13 шахта имени Горького - пр. Панфилова

№14 ул. Университетская - Горный институт (Магистральный)

№15 ул. Горького - ул. Щетинина

№16 ул. Горького - кафе Дубок

№17 Высшее военно-политическое училище - ул. Туполева

№18 Университет - шахта «Бутовка-Донецкая»

 

 

После распада СССР экономические связи с государсвтами СНГ были нарушены, и стал вопрос о поставках отечественной техники. В этом плане «гармошка» ЮМЗ Т1 стала первой ласточкой. Троллейбус производился на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. Он был более громоздкий чем ЗиУ-10 и имел устаревшую на то время реостатно-контакторную систему управления двигателем, поэтому потреблял слишком много электроэнергии.

К сожалению, низкая экономичность и небольшая долговечность предопределили недолгий век это модели.

 

Период поставки: 1993 – 1997                                     Годы работы: 1993 – 2012

 

ЮМЗ Т2 — одиночный троллейбус, разработанный на основе ЮМЗ Т1, большинство из деталей унифицировано. Эти троллейбусы также поступали вначале только в первое депо и лишь с 2000 года во второе.

Первые троллейбусы приходили с реостатно-контакторной системой управления, а с 2005 года они поставляются с транзисторной системой управления производства чешской "Cegelec". Также в лучшую сторону изменилось оформление салона.

В 2012 году два троллейбуса ЮМЗ Т2 были переданы в Углегорск, все остальные находятся в эксплуатации.

 

Период поставки: 1995 – 2008                                         Годы работы: 1995 – н.в.

 

ЛАЗ-52522 поступил в один год с первыми ЮМЗ Т2 и был внешне похож на них.

В целом машина была менее комфортной чем ЮМЗ Т2, да и наличие только одного экземпляра затрудняло обслуживание. Последний раз троллейбус выходил на линию в 2007, а списан он был в 2009 году.

 

Период поставки: 1995                                                              Годы работы: 1995 – 2007

 

Маршруты по состоянию на 1997 год:

№2 ДМЗ - Железнодорожный вокзал

№3 ул. Марии Ульяновой – мкр-н «Восточный»

№4 ул. Горького - пр. Мира

№4А ул. Марии Ульяновой - пр. Мира

№5 пр. Панфилова - ул. Куприна

№6 ДМЗ - Горбольница № 20

№7 ул. Горького - Кинотеатр «Космос»

№8 ул. Университетская - Автомагазин

№9 Шлаколечебница - Аэропорт

№10 Шахтоуправление имени Горького - Шахтоуправление «Октябрьское»

№11 ул. Горького – мкр-н «Восточный»

№12 ул. Горького - ул.Вышнеградского

№13 Шахтоуправление имени Горького - пр. Панфилова

№14 ул. Университетская - Горный институт

№15 ул. Горького - ул. Щетинина

№16 ул. Горького - Мотель

№17 пр. Панфилова - ул. Туполева

№18 Университет - шахта «Бутовка-Донецкая»

№19 Железнодорожный вокзал - Аэропорт

№20 ул. Пухова – пл. Свободы

№21 ул. Пухова – мкр-н «Широкий»

№22 Железнодорожный вокзал – пл. Шахтёрская

 

 

Евро – 2012 в значительной мере преобразило облик Донецка и в одну из первых очередей это коснулось общественного транспорта. Первыми пришли сочлененные троллейбусы ЛАЗ Е301А1.

Поступление таких машин стало огромным шагом вперед, поскольку Донецк впервые получил в эксплуатацию современный троллейбус. Троллейбусы были оборудованы российской транзисторной системой управления двигателем ЭПРО, асинхронными двигателями, кондиционерами, системой автономного хода и имели 100% низкого пола, что значительно ускоряло посадку-высадку пассажиров и давало возможность перевозить людей на инвалидных колясках.

 

Период поставки: 2011 – 2014                                                                                                Годы работы: 2011 – н.в.

 

Одиночные троллейбусы ЛАЗ Е183А1 пришли вскоре после начала поставок «гармошек». По комплектации они полностью соответствовали своим более длинным собратьям.

Троллейбусы были приняты в эксплуатацию с уже меньшими проблемами и практически поровну распределены между депо.В сентябре 2012 года в результате политического решения 5 троллейбусов ЛАЗ Е183А1 были переданы в Славянск.

 

Период поставки: 2011 – 2012                                                                         Годы работы: 2011 – н.в.

 

> Трамвайное движение

 

> Автобусное движение